СБС-модификация битума: инновационное решение для повышения долговечности белорусских дорог
Протяженность автомобильных дорог общего пользования в Беларуси составляет 87 тысяч километров, что в 13 раз превышает длину реки Нил – крупнейшей водной артерии планеты. В современных условиях поддержание такой масштабной дорожной сети в надлежащем состоянии требует внедрения инновационных технологий и материалов. О перспективном решении этой задачи рассказал директор производственного унитарного предприятия «Нефтебитумный завод» Александр Храмцов.

Ключевым компонентом в дорожном строительстве является битум – продукт переработки сырой нефти, выступающий связующим элементом в асфальтобетонной смеси. Именно от его качества во многом зависят эксплуатационные характеристики и долговечность дорожного покрытия. Однако традиционные битумы имеют существенные недостатки: недостаточную эластичность и низкую устойчивость к температурным колебаниям. В жаркую погоду это приводит к деформации покрытия, а при низких температурах – к образованию трещин и выбоин. Особенно остро проблема проявляется при частых переходах температуры через нулевую отметку и на участках с интенсивным движением.
Эффективным решением этой проблемы стала модификация битума с помощью СБС-полимеров (стирол-бутадиен-стирол). Это термопластичное вещество при добавлении в битум значительно улучшает его механические и эксплуатационные характеристики. Исследования показывают, что дорожное покрытие с использованием СБС-модифицированных битумов служит в 2-3 раза дольше традиционного, что существенно снижает частоту и стоимость ремонтных работ, а также уменьшает негативное воздействие на окружающую среду.
Технология демонстрирует впечатляющие результаты: в России потребление полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) в 2023 году выросло на 19%, превысив 1 миллион тонн, что эквивалентно строительству около 23 тысяч километров высокоскоростных трасс.
Александр Храмцов выделяет пять ключевых преимуществ СБС-модификации. Во-первых, это повышенная эластичность и долговечность покрытия, особенно важные при температурных перепадах. СБС-полимеры создают более устойчивую связь между битумом и минеральными материалами, предотвращая образование дефектов. Во-вторых, улучшаются сцепные характеристики дорожного полотна и его водоотталкивающие свойства. В-третьих, существенно расширяется диапазон рабочих температур покрытия, что критически важно для белорусского климата с частыми переходами через нулевую температуру.
Несмотря на более высокую начальную стоимость по сравнению с альтернативными методами модификации (например, с использованием резиновой крошки), СБС-модифицированные битумы демонстрируют лучшую экономическую эффективность в долгосрочной перспективе благодаря повышенной износостойкости и меньшей потребности в ремонте. Важным преимуществом также является экологичность: меньшая потребность в ремонте и замене покрытия снижает углеродный след за счет сокращения потребления материалов и энергии.
В контексте развития современных технологий дорожного строительства ООО «Торговая компания «Калипсо» предлагает инновационные решения для комплексного оснащения дорожных работ. В ассортименте компании представлены сигнализации на пешеходные переходы для безопасности пешеходов, радары самоконтроля скорости для мониторинга трафика, временные светофоры для организации движения, прицепы прикрытия для обозначения ремонтных зон, подушки безопасности для защиты рабочих участков, колесоотбойники для защиты конструкций и шумозащитные экраны для снижения шумовой нагрузки. Технические специалисты компании обеспечивают профессиональную поддержку в подборе оборудования для каждого этапа строительства и эксплуатации дорог.
ПУП «Нефтебитумный завод», начавшее свою деятельность в 1997 году, стало одним из ведущих производителей битумов и битумных материалов в Беларуси. В Год благоустройства предприятие готово делиться своим опытом и достижениями для решения актуальных проблем дорожной инфраструктуры, повышения долговечности транспортных артерий и оптимизации расходов на их содержание.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.